АВТОРИЗАЦИЯ:
НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ:
РЕКЛАМА:
Какое кино вам нравится больше? [?]


Комедии
Ужастики
Сериалы
Фантастика
Познавательное
Разное
Все жанры
История
Военное
Боевик
Мелодрама
Триллер
Другое

ТОП ФИЛЬМОВ:
  • Вышка / Fall (2022)
  • Топ Ган: Мэверик / Top Gun: Maverick (2022)
  • Служили два товарища (1968)
  • Адъютант его превосходительства (Сезон 1) (1969)
  • Аферистка / I Care a Lot (2020)
  • Замёрзшие / Frozen (2010)
  • » » «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

    «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа


    Новости кино » «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа »»

    «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

    Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи» оказался самым коротким и, в хорошем смысле, маргинальным за всю историю этого события. В минувший уикенд, в течение двух дней, в Одессе под открытым небом показали знаковые, но малоизвестные фильмы из стран, которые кинематографическими не считаются. Это входило в концепцию шестых «Немых ночей», как и общая тема показов — декоммунизация и судьба пропагандистского искусства как в Украине, ввиду нового закона, так и в мире. Как показала фестивальная программа, киноленты, в свое время считавшиеся пропагандистскими, могут предстать в совершенно новом универсальном художественном смысле годы спустя.

    Сказанное касается в первую очередь украинского фильма 1929 года «Ветер с порогов». Снятая Арнольдом Кордюмом как идеологическая поддержка строительства Днепрогэса, эта картина является уникальным высказыванием о противостояниях поколений, человека/технологии и природы, традиционализма и новаторства. В «Ветре с порогов» рассказывается о конфликте семье Ковбаней. Отец Остап (его сыграл 73-летний «корифей» Николай Садовский) — лоцман с деда-прадеда, овладевший искусством обходить легендарные днепровские пороги. Он теряет свой авторитет в глазах сообщества и собственных детей, когда в село приезжают инженеры. Те нисколько не сомневаются в том, что покорят природу — взорвут пороги, построят станцию и неминуемо затопят живописные украинские села, что, как известно, в конце концов, произошло, похоронив под водой огромный пласт украинской культуры и истории казачества.

    «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

    На первый взгляд, вывод в фильме однозначен: молодые технократы — строители коммунизма приходят на смену консервативным жителям периферии. Это приветствуется и декларируется в сталинском курсе на индустриализацию, это воспевается в культуре того времени. Нынешний же зритель не увидит в старом Ковбане выраженного антагониста: правых и неправых в фильме попросту нет. Есть столкновение идей. Что должен делать человек: подстраиваться под природу или переделывать ее под себя? В годы появления фильма ответ был один. Сегодня, когда у человечества есть опыт не одной техногенной катастрофы, популяризируется возвращение к доиндустриальным отношениям с природой. Точно так же в «Ветре с порогов» поднимаются универсальные и не теряющие актуальность проблемы кризиса патриархальной культуры, смены поколений, памяти и идентификации себя через определенную территорию, взаимодействия технологий на мир. «Ветер с порогов» в этом смысле близок одновременно и к «Леопарду» Висконти, и к раннему киберпанку, и ко многим фильмам, появившимся гораздо позже него.

    Художественное воплощение «Ветра с порогов» заставляет лишь жалеть о том, что этот фильм оказался в тени довженковской «Земли». Обе картины появились почти в одно и то же время, они даже перекликаются друг с другом в отдельных сценах. Трактор у Довженко и громадные краны у берегов Днепра у Кордюма — те же самые образы, знаменующие конец старого мира и наступление индустриализации, а с ней вместе и дальнейшей урбанизации населения. Кулак, убивающий Василя, и лоцман, желающий вреда чужакам из города — те же самые образы. У Довженко было больше поэзии буколической, у Кордюма — индустриальной. Первого знают все, у второго даже не все киноработы можно отыскать. «Ветер с порогов», к несчастью, тоже был доступен лишь на отдельных показах от Центра Довженко и на «Немых ночах». Реставрированный в прошлом году, этот фильм очень нуждается в переиздании в каком-либо виде.

    «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

    Не уступает по раритетности «Ветру с порогов» еще один фильм «Немых ночей-2015». Это драма «Социальный распад» 1932 года, обозначенная организаторами фестиваля как первый фильм греческого неореализма. Сделанный на стамбульской киностудии фактически как независимое производство (молодой режиссер Стелиос Татасопулос одолжил у отца деньги на съемки), этот фильм представляет хронику молодежи в переживающей кризис Греции. Толпы эмигрантов, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие равных возможностей, угнетенный пролетариат — промарксистский уклон выпирает в каждом кадре. По меркам мирового кинематографа начала 30-х, «Социальный распад» — не самое сильное кино, скудное художественно, без «воздуха» между сценами, без психологизации и акцентированных конфликтов. Главный герой сначала студент, потом перспективный актер, потом опустившийся на самое дно пьяница, потом бескомпромиссный левый активист — действие 60-минутного фильма перебрасывает персонажа из одного статуса в другой, без возможности отрефлексировать. Тем не менее многое в «Социальном распаде» можно списать на возраст постановщика-дебютанта: всего 24 года было Стелиосу Татасопулосу, который сам же и сыграл здесь главную роль.

    Политическую ангажированность невозможно игнорировать в еще одном показанном на «Немых ночах» фильме. Белорусский псевдоисторический эпос «В огне рожденная» 1929 года — кино о том, как «в огне гражданской войны родилась Советская Беларусь». Это безумно красивый фильм, хоть и несколько вторичный по отношению к творчеству более известных мастеров советского киноавангарда. В каждом кадре угадываются цитаты (сознательные или нет, неизвестно) то из Довженко, то из Вертова, то из Эйзенштейна и Пудовкина. Эдакое попурри из достижений советской школы монтажа и операторского искусства.

    «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

    В истории белорусского национального кинематографа это фильм знаковый, и в его художественной ценности сомневаться не приходится. Идейная часть «В огне рожденной» близка к «Арсеналу», только режиссер Уладзимир Корш-Саблин оказался язвительнее Довженко по отношению к потугам национальных сил взять власть в стране. У белорусов после февральской революции была своя народная республика, свой Петлюра, своя Центральная Рада и даже свой Скоропадский. «В огне рожденная» — не лучший источник для изучения истории того времени, но, как и в случае в петлюровской темой в украинском кино, само упоминание белорусских национальных сил свидетельствует о том, что советская власть считала их угрозой, требующей разоблачения и высмеивания. Как любое пропагандистское произведение, «В огне рожденная» держится на доведении до крайности любого сюжетного конфликта и образа, и как отличный авангардный фильм, преуспевает в эмоциональном воздействии на зрителя.

    Просоветский пафос картины умело сбила белорусская рок-группа Relikt, исполнявшая на «Немых ночах» новый саундтрек к фильму. Финал с обязательным триумфом красных прошел под гитарное исполнение траурного марша. Это вполне компенсировало издевательские сцены с бело-красно-белым флагом, который и нынче в опале — теперь уже у лукашенковской власти. «В огне рожденную» отреставрировали и переозвучили (вернее — переосмыслили) в рамках совместного белорусско-польского проекта «Тузін. Немаўля», благодаря которому удалось сбить пыль и с других малоизвестных немых фильмов.

    «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

    В стороне от политики стоит чешский фильм «Эротикон». Как и другие ленты из программы «Немых ночей», он нуждается в пересмотре. Некогда картину Густава Махаты критиковали из-за излишней откровенности. Сегодня она смотрится невинно, несмотря на то, что здесь есть чуть ли не первая в кино сцена орального удовлетворения женщины. И правда, «Эротикон» — это феминоцентричное кино, мелодрама, близкая больше к декадентской киноэстетике, чем к экспрессионизму, в контексте которого ее часто упоминают. В наши дни сюжет «Эротикона» органично бы смотрелся в любом отечественном телемуви для женской аудитории. Это история соблазненной и настрадавшейся провинциальной девушки, которая в итоге отделывается наименьшими потерями из всех героев. К счастью, непреходящей ценностью картины остается то, как она снята и что значит для исследования чувственности в истории кино.

    Снятый в 1929 году «Эротикон» упоминают не так часто, как появившийся четырьмя годами позже «Экстаз» того же режиссера — Густава Махаты. Второй фильм наделал шума из-за обнаженной купальщицы Хеди Ламарр и последующей цензуры из-за кодекса Хейса, согнавшего «Экстаз» в кинопрокатное подполье. Оба фильма объединены как темой женской сексуальности, так и похожим поэтическим стилем — опробованным в «Эротиконе» и развитом Махаты уже в «Экстазе». Что интересно, в свое время, чешского режиссера, уехавшего в Голливуд, преследовала репутация автора неприличных фильмов. Хотя такой деликатный и образно богатый подход к теме страсти увидеть в современном кино сложно.

    Также читайте:
    • Комментарии (0)
    ПОПУЛЯРНЫЕ ФИЛЬМЫ:
    Вышка / Fall (2022)Бекки всегда была экстремалом, но после гибели мужа решила прекратить погоню за адреналином. Её ждет последнее восхождение — вместе с подругой Бекки забирается на вершину радиомачты высотой более 600 метров, чтобы развеять прах супруга. Теперь девушкам предстоит вступить в борьбу со стихией в призрачной надежде на спасение.
    Топ Ган: Мэверик / Top Gun: Maverick (2022)Главный герой фильма «Топ Ган: Мэверик» - мужчина зрелого возраста по прозвищу Мэверик. Он уже три десятка лет является одним из лучших капитанов ВМФ. Он не хочет получать следующее звание, понимая, что тогда ему уже не придется подниматься в небо, которое он так полюбил. Однажды протагонисту поручили подготовить специальный отряд для одной очень важной миссии. Отважный мужчина и представить себе не мог, с какими огромными трудностями придется ему столкнуться впереди.
    Служили два товарища (1968)Гражданская война. К красным попадает трофейный киноаппарат - новенький французский "Патэ". Штаб решает использовать этот случай для аэросъемки вражеских укреплений. Бывший фотограф - солдат Андрей Некрасов - назначается кинооператором. Под "надзором" Ивана Карякина, недавно разжалованного в рядовые за неуважение к воинской дисциплине, Некрасов приступает к выполнению задания...
    Аферистка / I Care a Lot (2020)Марла руководствуется принципом «побеждает сильнейший». Она искусно пользуется людьми, прикрываясь заботой о них, и наловчилась безнаказанно обдирать своих богатых клиентов за счет редкого обаяния и немалой доли цинизма. Но её новая подопечная не так проста, как кажется, и сладкая жизнь аферистки скоро превратится в игру на выживание.
    Замёрзшие / Frozen (2010)Не всматривайтесь в бездну, иначе бездна начнет всматриваться в вас... Три молодых человека - сноубордисты и лыжник даже и не подозревали, как это может быть в реальности, и какой чудовищный кошмар ожидает их. Они застревают на подъемнике, и веселый вечер в заснеженных зимних горах превращается в ад. Жуткий холод и обжигающий ветер несут гибель несчастным, оказавшимся в ловушке на огромной высоте. Время работает против них - никто не придет на помощь, ведь горнолыжный курорт закрыт на несколько дней. Остается одно - спасаться самим. Но чтобы спастись - нужно победить ужас этой ночи! Весь ужас...
    Терраформирование / Terra ForMars (2014)Проект терраформирования Марса прошёл успешно, но учёные допустили фатальную ошибку.
    Они не учли необыкновенную живучесть тараканов, которых в своё время отправили на Марс вместе с примитивными растениями.
    И теперь Красной планетой властвуют человекоподобные и очень хитрые насекомые, питающие к человечеству инстинктивную ненависть.
    И вот, чтобы разобраться с ними, туда отправляют группу генетически модифицированных людей...
    Воины-скелеты / Skeleton Warriors (Сезон 1) (1994)После смeрти короля, мудрого и дoбрoго правителя дaлёкой планeты, младший брaт поддался на предательскиe уговoры коварного Барона Дарка, служившего ранее отцу, и выступил против старшего. Он помог ему завладеть половиной кристалла Звезды Света, который давал силу и энергию королевству Луменсити. После схватки Барон и его приспешники превратились в живые, неуязвимые скелеты, а братьям с сестрой пришлось бежать к дяде. После этого и начинается непримиримая борьба добра и света против сил тьмы и зла, так как обеим сторонам досталось по половине кристалла...
    Химера / Braid (2018)Чтобы провернуть ограбление, художницы-авантюристки Петула и Тильда затевают игру в «дочки-матери» с безумной хозяйкой таинственного особняка. Но скоро преступницы оказываются в зловещем лабиринте кошмаров, извращений и галлюцинаций, полном болезненных фантазий и садистских пыток. Кто выйдет живым из этого смертельного квеста?
    Не смотрите наверх / Don't Look Up (2021)Узнав, что через полгода на Землю упадёт гигантский метеорит, двое учёных отправляются в пресс-тур в надежде предупредить мир об опасности, но везде встречают недоверие.
    Матрица: Воскрешение / The Matrix Resurrections (2021)В двух реальностях Нео снова придется выбирать, следовать ли за белым кроликом. Выбор, пусть и иллюзорный, все еще остается единственным путем в Матрицу или из нее, что более опасно, чем когда-либо.
    Последняя дуэль / The Last Duel (2021)Нормандский рыцарь Жан де Карруж по возвращении с войны узнаёт, что его сосед и соперник Жак Ле Гри изнасиловал его жену Маргарит. Однако у Ле Гри обнаружились сильные союзники, словам женщины никто не верит, и Карруж обращается за помощью лично к королю Франции Карлу VI. Заслушав все свидетельства, король постановил, что конфликт должен быть разрешён в честном поединке. От исхода битвы зависит судьба не только Ле Гри и Карружа, но и жены последнего. В случае поражения мужа её должны сжечь на костре за ложные обвинения.
    Бруно / Bruno / Bruno (2009)Новая авантюра от Саши Барона Коэна, автора нашумевшего хита «Борат». На этот раз британский комик изображает из себя телеведущего австрийского канала для гомосексуалистов и ставит в неловкие ситуации всех, кому придется с ним столкнуться.Рейтинги MPAA: Рейтинг R - Детям до 17 лет обязательно присутствие родителей
    Бэтмен / The Batman (2022)После двух лет поисков правосудия на улицах Готэма для своих сограждан Бэтмен становится олицетворением беспощадного возмездия. Когда в городе происходит серия жестоких нападений на представителей элиты, загадочные улики приводят Брюса Уэйна в самые...
    В погоне за Бонни и Клайдом / Разбойники с большой дороги / The Highwaymen (2019)В 1930-е годы техасский рейнджер Фрэнк Хеймер получает задание поймать и обезвредить двух опасных грабителей банков. Вместе с напарником Мэнни Голтом он возглавляет охоту за парочкой молодых неуловимых преступников, которых зовут Бонни и Клайд.
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.